Интервью генерального директора ГК ГПМ КИТ Рафаела Минасбекяна для РБК ТВ

Рафаел Минасбекян, генеральный директор группы компаний ГПМ КИТ в эксклюзивном интервью РБК ТВ рассказал, как пандемия отразилась на компании, поделился мнением на счет судьбы кинопроката в России и вспомнил какими успехами отметился 2020 год для группы компаний ГПМ КИТ.

Обо всем, что происходит в мире кинопроката, дистрибуции контента и съёмок — в полном интервью Рафаела Минасбекяна на РБК ТВ

Ведущий: Сегодня о кинопроизводстве и кинопрокате разговариваем с генеральным директором Газпром-Медиа КИТ Рафаелом Минасбекяном. В 2020 году компания отмечает своё 5-летие. В какой форме вы встречаете этот кризис, который весь год нас сопровождает?

РМ: Ну сказать, что мы радостно встречаем - это было бы, наверное, не совсем правда. Мы остаёмся эффективными, как это не странно звучит на фоне происходящих событий. и группа в целом, и каждый актив в деятельности, Поэтому, я думаю, что у меня нет какого-то такого пессимизма, что мы в тупике. Мы в очень непростой ситуации  нашли ряд выходов из неё, проработали достаточно подробно антикризисный план и уже можно сказать, что он работает. Поскольку самый тяжёлый период в плане производства и кинопроката прошел. Сейчас все стремительно закрывается, но хочется верить, что это был самый тяжёлый период. С другой стороны - тяжелее уже сложно придумать: кинотеатры были закрыты, а производство остановлено.Поэтому пятилетие у нас было яркое, точно мы его не забудем (смеётся). Но пройден большой путь, и на самом деле за эти пять лет был сделан серьезный задел и вот это нам позволило выжить.

В: Если посмотреть на воздействие пандемии на различные ваши бизнес-направления, на какие из них она оказала наименьшее влияние, может быть на производство телевизионного контента, поскольку телевизор все смотрели на карантине? Но с другой стороны есть кинопрокат и кинопроизводство, где проекты были приостановлены?

РМ: Ну телевизионного производства у нас немного, но это тоже определенное заблуждение, достаточно распространённое, что телевизор-то смотрели, а производить его как? Смотрели контент, который уже был произведён к этому времени. Просто чтобы производить, надо было собраться, а собираться было нельзя, поэтому телевизионное производство тоже простаивало. Наименьшее влияние эта ситуация оказала, конечно, на РЕД МЕДИА — это компания, которая дистрибутирует самый большой портфель тематического телевидения у нас в стране - 39 каналов, а 17 из них собственного производства. Но это то как раз, о чем вы сказали: телевизор смотрели все, соответственно доля аудиторная выросла и у тематического телевидения в том числе. и я вообще считаю, что тематическое телевидение всё более и более будет востребовано. может быть не будет какой-то бурный рост, но существует тенденция на увеличение смотрения и она явно будет продолжаться, поскольку люди уже определились, что они хотят смотреть. Если раньше существовало 1, а потом 3, потом 5 каналов, то люди смотрели только то, что есть на этих каналах. Если человек любит смотреть кулинарные программы, то мы на канале КУХНЯ ТВ 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году показываем ему качественные кулинарные программы. Поэтому наименьшим образом это отразилось на тематическом ТВ, а наибольшим, наверное, всё-таки на прокатном и производственном бизнесе. Но и там, и там мы придумали что делать в период пандемии. Потому что у нашей прокатной компании ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП прокат  — не единственный род деятельности. У нас есть еще огромная библиотека и мы занимается дистрибуцией на другие среды: это телевидение, это видео-платформы, интернет и международка. Конечно, все силы были брошены туда — мы увеличили наши продажи зарубеж, а это уже валюта, то есть это как-то нивелирует и курсовую разницу. Вот что касается производства, там тоже было не нами придумано ноу-хау, насколько я знаю и все наши коллеги этим занялись: мы глубоко ушли в девелопмент и пост-продакшн. Мы очень много производим, я думаю, что больше всех - в 2019 году мы произвели на КИНОСТУДИИ КИТ 350 часов —  это прямо огромный объём, я имею в виду кино и премьерные сериалы, которые показывают в прайм-тайм на федеральных телеканалах, снятые тоже по кино-технологии. Вот и у нас был очень много чего уже снято, соотвественно начали монтировать, рисовать компьютерную графику, делать озвучание, цветокоррекцию и так далее, это можно было делать, поскольку  не требует много людей. И девелопмент -  редактура у нас работала с тройной загрузкой.

В: Как только началась пандемия в Европе, в Соединённых Штатах, тут же последовали со стороны студий массовые отмены и переносы релизов на осень. Каким был принципиально выбор у вас? Вы решили выходить всё же, воспользовавшись паузой с отменой крупных блокбастеров, либо сдвинуться дальше?

РМ: Дифференцировано. У нас на момент открытия заново кинотеатров было семь кинотеатральных релизов, что называется «уже на полке». Конечно, мы не придерживаем их, потому что иначе просто все рухнет и мы осознанно идём на это.

В: Извините, когда вы говорите «иначе все рухнет», вы имеете в виду традиционную бизнес-модель проката? 

РМ: Нет, я имею в виду кинотеатральные сети. Голливуд не выходит, мы придерживаем и всё - что им, закрываться? 

В: Я слышал сетования именно со стороны кинотеатральных сетей, что их оставили буквально без бизнеса, когда государство позволило открыть  кинотеатры в начале августа 2020 года, то оказалось что не осталось больших релизов, их по пальцам одной руки можно посчитать.

РМ: Есть и такие. Собственно, и исходя из этого, мы самые свои крупные релизы не стали переносить. Наши основные, самые ожидаемые премьеры декабря мы оставили. Это фильм «Серебряные коньки», у которого очень высокий рейтинг ожидания, это большое кино, и огромный проект под названием «Огонь». Абсолютно вот исходя из этой мотивации — поддержать кинотеатры. Есть релизы, которые мы перенесли — это тоже правда. Но мы, в первую очередь, их перенесли, потому что не успели закончить постпродакшн, из-за того что в пандемию не всё было возможно сделать. Если был досъём эпизодов - это вопрос  нескольких дней, но когда у тебя четыре-пять месяцев пауза и потом нужно заново это всё организовать, надо войти в то же состояние, надо восстановить декорации, которые столько не живут, надо свести график звёзд и так далее. Поэтому есть технические переносы. Но принципиально мы считаем, что нужно оставаться на заявленных датах. Это очень больно, скажу вам честно, как бизнесмен. Потому что ты идёшь осознанно на 40% своего дохода.

В: Вы готовы потерять 40% своего дохода?

РМ: Мы уже теряем, тяжело. Но с другой стороны, у любого из лидеров должна быть ответственность перед индустрией. Если у тебя есть шанс как-то выйти, надо чем-то пожертвовать. Вот коллеги Сергей Сельянов и Джаник Файзиев выпустили «ВРАТАРЯ ГАЛАКТИКИ», отдав его под мясорубку, на самом деле. Но это был первый российский релиз, который вообще привлёк внимание зрителя к тому, что можно уже идти в кинотеатр. Это сложно всё, очень болезненно, но другого выхода нет.

В: Как вы считаете, ту поддержку, которую государство оказало кинопроизводству и прокату, она вполне достаточна на данный момент? Либо, понимаю, что всегда хочется большего? Мы же не можем исключить вероятность роста второй волны и снова закрытия кинотеатров?

РМ: Поддержка, которая была оказана кинопроизводству, она очень крутая и без нее у нас не было сегодняшнего российского кинематографа с его успехами. Но в условиях пандемии, конечно, этого недостаточно - если мы говорите о том, что нужна ли дополнительная поддержка. Если бы всё было нормально, то и так хорошо. Но сейчас нужна. Потому что техническая заполняемость кинотеатров ограничена, надо поддерживать их конечно, я бы очень хотел, чтобы это было. И самое главное - с этим нельзя тянуть, многие не доживут.

В: Из-за вероятности повторного закрытия кинотеатров, не гипотетичной становится возможность сокращения кинотеатров, кинозалов в целом по стране. Вы видите такую вероятность?

РМ: К сожалению, да. Наверное, меньше это касается сетей, больше это касается либо локальных сетей, либо отдельных кинотеатров. Я думаю, что да, многие не переживут. многие из этой категории закроются, многие уже не открылись, но это только начало. Потому что мы не знаем, сколько продлится период ограниченной продажи билетов в кино. Если это продолжится долго, то, конечно, как и в любом другом бизнесе, чем кризис затяженнее, тем больше пострадавших. Размер кризиса не так страшен, как его длительность. Я думаю, что будет реструктуризация, что возможно будут слияния и поглощения, как на любом рынке, тяжелее всех будет малым и средним. 

В: А как вам кажется, значит ли это, что кинотеатров в принципе станет меньше, либо кинотеатры сменят владельцев, но продолжат заниматься кинопрокатом?

РМ: Я думаю и то, и другое. Кинотеатральный бизнес —очень непростой, это не подарок. Нет высокой маржинальности, он очень сложен в управлении, он зависим от владельца помещения, от изменения ставок аренды и там очень много переменных. Он зависит от потребительского поведения, от спроса — люди же должны деньгами напрямую проголосовать. Это ритейл, по сути. Поэтому я думаю, что будет и то, и другое. Самые неэффективные залы закроются. Даже внутри конкретный сети, у которой, например, 300 экранов и 50 кинотеатров, закроются неэффективные. Одни кинозалы будут закрываться, на это место будут приходить более крупные сети, покупать небольших. Всё будет определять эффективность. Всегда в большой системе до 15-20% неэффективных, но за счёт сети они выживают. Вот это будет всё оптимизироваться.

В: Вы видите уже изменение в бизнес-модели проката? Некоторые эксперты говорят, что привычная история, когда фильм запускается в начале в прокат, собирает бокс-офис, а затем после этого выходит на платформе,— себя изживает.  На смену приходит новая модель, когда кино сразу же приходит в качестве премьеры на крупные видеоплатформы, а прокат станет вторичным. 

РМ: Я не знаю насколько эти эксперты погружены в бизнес, в оперативном смысле. В теории так можно сказать, на практике — не думаю, что так будет происходить. Крупные фильмы, блокбастеры, безусловно будут выходить в кинотеатрах и безусловно будет кинопрокатное окно - период между прокатом и цифровым релизом. Да, возможно, это окно будет сокращаться, так как раньше это могло быть и 3, и 5, и 6 месяцев. Но удержать окно в минимум 90 дней — это будет трудно сделать, потому что сегодня платформы конкурентоспособны в плане цены, которую они предлагают за контент. Эксклюзив —это еще привлекательнее для них, поэтому сокращение окна часто стоит у них как условие. Но одновременного релиза, я считаю, ещё долго не случится относительно крупных фильмов. Ещё раз повторюсь, это относится к блокбастерам, которые имеют высокий эстимейт. Но сокращение какое-то будет, 90 дней будет сложно держать. Да 90 дней и не надо. Например, «Движение вверх» у нас шло почти 3 месяца, но это исключение из правил, у нас не идут релизы ни отечественные, ни зарубежные так долго, особенно блокбастеры. Ну посмотрите сколько длился прокат фильма «Мстители: финал» — точне не три месяца. Он, конечно, может быть на экранах, но это остатки, хвосты росписи. Что касается небольших фильмов и средних, возможно, что они будут выходить сразу онлайн,  но я в этом не вижу никакой угрозы не для кинотеатров, не для кинопрокатчика. Потому что у нас до эпидемиологической ситуации было перенасыщение фильмов в прокате. Мы даже конкурировали сами с собой: был год, когда мы выпустили 49 релизов, при том, что 52 недели в году. А учитывая сезонность, мы часто выходили на одном уикэнде с двумя фильмами, а то и с тремя. Так средние фильмы в прокате могут собрать 50-70 млн рублей, что принципе достойно, а платформа предлагает 30 млн, но с условием, что фильм выходит только у них на эксклюзиве. Это получается, что я получу больше, чем я могу заработать в кинотеатре. Потому что из 70 млн я должен буду отдать 35 кинотеатру, 20млн - ПНД и у меня останется 15млн. А тут 30млн. Арифметика простая. Все будет регулироваться экономической целесообразностью и ростом потребления контента на платформах, что приведет неизбежно к повышению закупочной стоимости.

В: Есть позиция, что поколение младше 25 лет практически потеряно для традиционного кинотеатрального проката: они привыкли смотреть кино вертикально,  с мобильного телефона, с планшета. Некоторые представители индустрии говорят, что кинотеатральный бизнес станет тем, чем сейчас являются традиционный театр— место, где такое красное кресло с золотыми цифрами, куда будут приходить в лучшем случае раз или два в год.

РМ: На первый вопрос - не согласен, что молодое поколение не ходит в кино, потому что мы же ведем статистику, мы видим как молодые люди до 25 по 4 раза ходят на один и тот же фильм, который им понравился. Они ходят большими компаниями. Особенно это касается комедий, ужастиков и того, что они называют «прикольными боевиками». Прикольно— это вообще такой ключевой параметр потребления сегодня у этого поколения, при этом я не вижу ничего плохого в этом. Кинотеатр - это развлекуха, так должно быть. Они идут вместе, чтобы поржать и заранее знают над какими моментами, потом идут в кафе и обсуждают, фильм начинает жить в их пространстве. У молодых есть такой широкий термин «тема» — это тема и поговорить, и развлечься, и так далее. Поэтому я не согласен. Молодые ходили, ходят и будут продолжать ходить в кино. Оппонируя этому тезису, приведу в пример феномен интернет-кафе. Туда не обязательно ходят ребята, у которых дома нет компьютера и интернета, нет. Это социум. Сегодня есть тренд, вы удивитесь, у геймеров — а это уж самые закрытые ребята, которые сидят в своей коробочке, едят пиццу, заказанную онлайн, и живут в игре — они играют в одном помещении, они собираются в интернет-кафе и играют вместе в видеоигры. Потому что изначально человек так устроен, что ему необходимо сообщество. И когда ты уже наелся онлайна, потому что это было новое, это была жадность до этого, хочется обернуться в зале и чтобы кто-нибудь тебе улыбнулся.

В:  Ваш сериал «Эпидемия» очень хорошо себя показывает на Netflix. Есть ли другие проекты, которые вы готовите для подобных витрин? Вы говорили, что такая работа «под заказ» для вас должна стать следующим звеном в вашей бизнес-модели.

РМ: Да, это правда, «Эпидемия, это просто счастье, не не надеялись на такой успех, что попадемся в восьмёрку мира на 12 день, вместе с великими релизами. Еще недавно Стивен Кинг написал, что это «свежо, круто». Я думаю, что «Эпидемия» пробила вот эту стену недоступности для нас, я имею в виду  Netflix ORIGINALS, потому что на платформе уже были российские релизы, но в линейке ORIGINALS, да еще и с таким результатом - мы первые.  Конечно, мы продолжаем работать в этом направлении. У нас закончился тяжёлый период девелопмента, который длился почти полтора года совместно с шоураннером Голливуда. Мы закончили написание пилота и формирование пакета. У нас есть ещё сериалы, которые произведены здесь, но уже востребованы и были в Каннах. Пока не знаю на какой платформе выйдет, мы сейчас в процессе переговоров, но интерес есть. Естественно будем продолжать, потому что одна из наших стратегических целей —это экспансия российского контента на международные рынки. Конкурентоспособными, в полном смысле этого слова, мы можем быть только тогда, когда будем монетизировать наш контент на территории всего мира. В одной отдельной стране нам удалось победить, в это не верил никто, но это случилось и это факт. Фильмы «Движение вверх», «ХОЛОП», «Т-34», «Легенда №17», «Экипаж» победили в плане в плане бокс-офиса голливудские фильмы. Простой пример — одновременно выходили в один период «Холоп» и «Мстители: финал», бюджет 3 млн и 367 млн долларов, локальная программа продвижения и мировой многомиллионный маркетинг. Но мы собираем больше в отдельно взятой стране.

В: Глобальная конкуренция— это большие деньги, это большие инвестиции. Ваши инвестиции на 21 год больше, чем в этом году?

РМ: Да, каждый год мы зарабатываем больше и, соотвественно, больше инвестируем. Но это не сопоставимо, пока мы по полной программе не зарабатываем зарубежом. Например, наш фильм «Русалка. Озеро мертвых» в мировом прокате собрал в два раза больше, чем в России. Стоил он в производстве 40 млн рублей, а собрал 5 млн долларов в мире, в Латинской Америке мы два уикенда обгоняли фильм «Стекло» М. Найта Шьямалана. Мировая дистрибуция фильма 150 стран, а всего стран 158, где есть кинотеатральная сеть. Это супер показательно, но нам надо монетизироваться так же, как и Голливуд, тогда мы, возможно, сможем быть конкурентами.

Смотрите также